«Задача юзабилити - исследовать поведение пользователя и определять, что работает на его благо, а что не работает. Юзабилити также выступает в защиту прав пользователей и борется за простоту. Оба аспекта юзабилити имеют свое право на существование, а разницу между ними следует очень хорошо понимать...»
Якоб Нильсен
В нашу речь уже давно вошли слова иностранного происхождения, а в сфере интернет-технологий, одним из самых важных и популярных является понятие «юзабилити». Вы знаете, что само понятие довольно емкое, поэтому сейчас мы поговорим о возможности сделать сайт красивым, простым, а главное – удобным и понятным для посетителей ресурса.
Основной момент состоит в интуитивной понятности для пользователя. Ведь до того момента как человек посетит ваш сайт, он побывает на множестве других, а из-за этого и вырабатывается некая модель в пользовании ресурсом – привычка того, как выглядит сам сайт. Поэтому, как только загружается главная страница, она должна быть простой и понятной в использовании для посетителя, иначе он сразу уйдет. Существует основное соглашение в дизайне, которое регулирует внешний вид сайта, но это не означает, что все сайты обязаны выглядеть одинаково. В средствах массовой информации (например, печатных изданиях) также присутствуют различные соглашения, которые контролируют размеры шрифтов, номера страниц, расположение содержания и т.д. И все это создано для того, чтобы людям было легче и проще воспринимать различную информацию.
Давайте вспомним труды Якоба Нильсена, который является основателем и неизменным руководителем компании "Nielsen Norman Group”. Его авторитет и опыт позволяет не сомневаться в его компетенции в этой области. Из его книг можно сделать определенные выводы, которые можно сложить в следующие рекомендации:
- логотип компании и ее название должны быть подходящего размера и находиться на видном месте (принято считать, сто это левый верхний угол);
- при наличии рекламного лозунга компании, он должен отображать идею компании и ее деятельность;
- на первый план нужно выделить главные задачи, которые позволят пользователю сразу понять с чего ему нужно начинать;
Первый момент при посещении, например интернет-магазина, является желание клиента узнать о том, кто предоставляет данные услуги, и какие гарантии он предоставляет. Поэтому необходимо понятно и правильно подать необходимую информацию:
- раздел «о нас» позволяет проинформировать посетителя о вашей компании, полезны также ссылки на более подробную информацию;
- в разделе «контакты» необходимо указать ваш адрес, телефоны, e-mail. Этот раздел тоже очень важен и нужно обязательно добавить ссылку на него на главной странице;
- если в вашем ресурсе поддерживается «обратная связь» с посетителями-клиентами, то укажите, кто будет прочитывать отосланные сообщения;
- помните, что не следует на общедоступном интернет-сайте размещать информацию, которая предназначена только для сотрудников вашей компании.
Существуют также некоторые правила в подаче информации на сайте:
- всегда следите за языком пользователей и соответственно подбирайте слова;
- следите за мерой во всем, ведь если везде будут яркие краски с выделением, то это равнозначно отсутствию выделения;
- используйте простой язык без терминов и заумных фраз, названия разделов должны быть понятными, без излишней рекламной направленности;
- при формулировке заданий для посетителей сайта, пользуйтесь повелительным наклонением – «введите..», « заполните..» и т.д.;
- если вы используете в тексте какую-нибудь аббревиатуру, то ее следует изначально расшифровать;
- постарайтесь не использовать восклицательные знаки;
- как можно реже пишите слова прописными буквами, это мешает воспринимать информацию.
Правила по оформлению ссылок:
- названия ссылок должны быть понятными и различными друг от друга;
- просмотренные ссылки должны отличаться цветом от непросмотренных;
- чтобы пользователь видел, что данное слово – ссылка, его необходимо просто подчеркнуть или выделить. Название не должно отображать слово «ссылка»;
- если функциональная задача ссылки состоит и в загрузке какого-нибудь приложения, то это необходимо указать.
Важные моменты в навигации сайта:
- располагать главную панель навигации необходимо в самом видном месте страницы;
- все элементы области навигации должны быть сгруппированы;
- если это интернет-магазин, то ссылку на корзину необходимо размещать на главной странице;
- с осторожностью используйте пиктограммы, они должны быть интуитивно понятны для каждого.
Рекомендации по поиску на сайте:
- поле для ввода текста должно быть довольно длинным (до 30-ти символов);
- возле поля ввода необходимо расположить кнопку «Искать» или «Найти», а не «Вперед», что не будет отображать эту область как поиск;
- поиск, по умолчанию, должен охватывать полностью весь сайт;
- функция поиска по сайту не должна включать поиск по всей сети.
Дополнительные ссылки на сайт:
- основные функции сайта должны быть доступны из главной страницы;
- не стоит выставлять на сайт функционал, который повторяет стандартные службы обозревателя (создание закладки, и т.п.).
Наполнение сайта музыкой, графикой и анимацией:
Под графические элементы необходимо отводить 5-15% от общей площади главной страницы. Музыка в оформлении нежелательна, но если вы решили ее использовать, то обязательно необходимо предусмотреть возможность ее отключения. То же самое и с анимационной заставкой – при необходимости она должна выключаться.
- графические элементы должны служить не только украшением, но и отвечать содержанию самого сайта;
- если смысл некоторых фотографий или картинок не совсем понятен в контексте текстового материала, тогда необходимо сделать подпись к ним;
- все изображения нужно редактировать в соответствии с размерами экрана;
- не используйте так называемые «водяные знаки» (фон бледного цвета, сверх которого идет текст);
- не следует делать анимированными главные элементы страницы сайта (заголовок, лозунг);
Загрузка.
Существует рекомендуемое время загрузки – 10 секунд (для средней скорости соединения). Ведь если пользователь, зайдя на ваш сайт, увидит лишь долгую загрузку, то он вряд ли вернется туда еще раз.
Ширина и структура страницы, длина главной страницы.
Всегда необходимо следить за тем, какой монитор наиболее популярен, поэтому, исходя из такого разрешения экрана, и создается определенная ширина страницы. Совершенно не желательна прокрутка вбок.
Рекомендуется использовать гибкую структуру для страниц, которая бы автоматически распознавала конкретный размер экрана.
Также нет необходимости в расположении всего содержимого в первый экран страницы. Будет достаточным, если там будут находиться самые важные элементы. Средняя длина главной страницы не должна превышать трех экранов.
Фреймы крайне нежелательны в использовании, так как они плохо влияют на эффективность работы с сайтом.
Основные схемы навигации:
- вкладки;
- левая панель навигации;
- ссылки по верху страницы;
- список категорий в средней части страницы.
Не рекомендуется также делать большое число ссылок в нижней части страницы, следует уместить их в одной строке (до 7-ми).